2022-02-22

О проблематике использования зарубежных наукометрических систем


Существующая в настоящий момент система наукометрической оценки и вознаграждения ученых может представлять серьезную опасность с точки зрения проблемы “утечки мозгов” и формирования ориентиров в научной работе отечественных ученых.




История вопроса, Соросовские программы

Соросовская образовательная программа работата в России с 1994 по 2004 год включительно. За это время гранты получили 34 026 учителей средних школ, 4495 профессоров и 4339 доцентов вузов, 6573 аспиранта и 1127 студентов вузов.

Гранты предоставлялись на год, затем проводился новый конкурс. Ежемесячно в течение каждого года профессора получали 500 долл. США, доценты — 350 долл., учителя — 250 долл., аспиранты — 175 долл. и студенты — 70 долл. Отдельной категорией получателей грантов стали уже давно перешагнувшие пенсионный возраст ученые высшего уровня (им присуждали звание Заслуженного соросовского профессора по достижении 75 лет). Всего звание заслуженного соросовского профессора получил 2061 человек (среди них бывший президент АН СССР А.П.Александров, бывший министр науки В.А.Кириллин, руководитель советской программы по созданию атомного и водородного оружия Ю.Б.Харитон, выдающиеся физики Л. Б. Окунь и Л.В.Альтшулер) (например).

Неоднократно отмечалось, что явное преимущество в финансировании отдавалось представителям фундаментальной науки – математикам, физикам, биологам, геологам (даже школьные олимпиады проводились по этим предметам). Фактически, тем, научная деятельность не связана с языком и культурой, кто сможет адекватно продолжить работать в другой стране (Например). Одновременно заявки на грант формировали, фактически, базу данных по фундаментальным исследованиям в странах бывшего СССР. Слова академика В. Скулачёва свидетельствуют, что проводился своего рода наукометрический эксперимент – очевидный предшественник современной наукометрии (Об этом упоминает со ссылкой на доклад ФСК Валерий Сойфер, бывший член правления Международного научного фонда Сороса).

Валерий Сойфер, участник Соросовских программ и их апологет, бывший член правления МНФ Сороса, отмечает, что анализ рейтингов цитирования в западных источников де факто впервые был введен в России для отбора на Соросовские гранты.

Деятельность Соросовских инициатив практически с самого начала вызывала подозрения у представителей структур госбезопасности, у которых вызывала серьезные вопросы как репутация Дж.Сороса, так и реальные цели его деятельности в России. Сторонники Дж.Сороса отмечают, что “нападки” со стороны ФСК начались еще в 1994 году, но на защиту Фонда встали такие фигуры, как академик В.Скулачев, академик В.Фортов (Президент РАН с 13 по 17 г.), В.Черномырдин, В.Лукин и т.п (Не надо плевать в руку дающего и КГБ против фонда Сороса).
Однако, как показала история, “нападки” были не беспочвенными. Прежде всего, “утечка мозгов”, причем именно “соросовских”, очевидна. 90% российских исследователей, работающих за рубежом, представляют естественные и технические науки, и почти четверть американсткой индустрии высоких технололгий держится на выходцах из России (Авдеев Н.Ф.“Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы”, стр. 44.). С учетом принятой в США в 90г. программы для стимулирования “выкачивания мозгов” из СССР и создания для этой цели организаций для сбора данных об ученых СССР (о чем КГБ предупреждали еще в начале 90-х), связь прослеживается.
Кроме того, в настоящий момент в России фонды Сороса не могут действовать открыто, с 2015 года их деятельность признана нежелательной, в том числе, из-за финансирования экстремистских организаций. Другим аспектом можно назвать “наследие” оставленное работой Фонда Сороса в умах ученых и чиновников. 



История вопроса, современность


Использование наукометрии для оценки деятельности ученых, само себе, является очевидно правильным решением. Однако использование для оценки российских ученых американской наукометрии представляется прямым наследием Соросовских программ.И если раньше это могло быть только сбором информации о состоянии российской / советской науки, то теперь, фактически, наукометрия позволяет формировать повестку Российской науки с помощью простой обратной связи: ученые, которых публикуют в журналах, индексируемых, к примеру, в WOS, получают прибавку к зарплате. Это стимулирует их исследовать, писать и пытаться публикать работы в тех направлениях, которые с большей веротяностью будут приняты в таких журналах.
В настоящее время система стимулирования ученых практически целиком завязана на зарубежные наукометрические инструменты, что может не только способствовать учечке умов, но и формированию научных повесток, интересных зарубежному сообществу, а не российской промышленности и экономике.
Ориентация на западную наукометрию прописана в Государственном задании – методика расчета публикаицонной результативности использует данные Web of Science. Несмотря на то, что эти данные указаны третьими в списке, при изучении методики очевидно, что они имеют наибольший вес по коэффициентам: 

Q1

Q2

Q3

Q4

Q

S

R

V

В

19,7

7,3

2,7

1

1

1

0,75

0,5

1


Q1, Q2, Q3 Q4 - публикации в изданиях, индексируемых Web of Science Core Collection (выбирается максимальный квартиль в случае если журналу присвоен квартиль по нескольким направлениям),
Q - публикации в изданиях без квартиля, но входящие в Web of Science Core Collection;
S - публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и неиндексируемых в Web of Science;
R - публикации в журналах из RSCI Web of Science, неиндексируемых в Core Collection Web of Science и Scopus (по данным РИНЦ);
V - публикации в журналах списка ВАК, не входящих в вышеперечисленные пункты (по данным РИНЦ;
B - монографии, зарегистрированные в Российской книжной палате.

Представленность России в мировых наукометрических базах данных в 10 раз меньше, чем в США. По рейтингу публикационной активности Россия находится ниже 10 места11. Состав верхней пятерки предметных областей, в которых Россия представлена наибольшим количеством публикаций, не менялся с 2014 года. В нее входят (иногда меняясь местами) прикладная физика, междисциплинарные исследования в области материаловедения, оптика, междисциплинарная физика, инженерия и электроника.
Стоит добавить, что в полном соответствии с этим и ранее обозначенными приоритетами “западных влияний”, распоряжением Президиума РАН N 10204-622 от 31 августа 2017 г. было одобрено разделение единого пакета журналов на русском языке на тематические группы. Разукрупнение закупки услуг по изданию научных журналов привело к тому, что на их выполнение стал претендовать широкий круг издательств - победителями аукционов со второго полугодия 2018 года становились частные компании: ООО «Интеграция: Образование и Наука» (учредитель - частное лицо, ранее опыта издания пакета журналов не имело), ООО «ИКЦ «Академкнига» (учредитель - американская оффшорная компания Pleiades Publishing Inс.) и др. В результате, в настоящее время большую часть работ (в частности, по естественно-научному пакету журналов) выполняет ООО «ИКЦ «Академкнига», аффилированное с американским издателем Pleiades Publishing Inc.
Кроме того, эта ситуация привело к ротации издательств по каждой группе, разрывам издательских циклов и значительным снижением качества выпускаемых журналов.
Издательство «Наука» реализовывало вытягивающий эффект, когда «сильные» журналы поддерживают развитие других, менее востребованных, но важных для Российской академии наук журналов, в частности в гуманитарной сфере.
Россия представлена среди качественных журналов Web of Science, которым присвоен какой-либо квартиль, около 150 журналами из примерно 9 тысяч.
При этом англоязычные версии некоторых отечественных русскоязычных изданий принадлежат компании Pleiades Publishing, Inc. и индексируются в базах данных Web of Science и Scopus. Зачастую Поэтому российские исследователи подают статьи в русскоязычные журналы, как правило, с целью попасть в переводное издание и получить более высокую оценку своей деятельности.
Из-за сложившейся системы российские журналы вынуждены стремиться пробиться в квартили, а ученые – конкурировать за публикации в “квартильных” российских журналах или же публикаться напрямую за рубежом.
При этом публикационные успехи в виде участия в “квартильных” журналах и журналах Scopus (том числе, не российских!) поддержаны государственными деньгами: государственые вузы устанавливают надбавку за такие публикации. Так, например, Финансовый университет при правительстве РФ указывает в документе об установлении стимулирующих надбавок следующие выплаты:
- за статью в журнале первого квартиля в Scopus или Web of Science – 200 тыс. рублей. А в случае оказания автору поддержки в переводе статьи – 150 тыс. Рублей
- за цитирование статей, опубликовыннх в научных журналах, индексирцемых МБНЦ Scopus и Web of Sience, в размере 20 тыс.рублей за одно цитирование.

Комментариев нет: